В разных странах и городах с дорожными заторами борются по-своему. Где-то вводят плату за въезд, где-то пропагандируют покупку велосипеда вместо машины.
В Минске, где тоже знают о пробках, надеются на дороги-дублеры, внутренние кольца и развязки в несколько уровней. В ближайшие 10 лет на реконструкцию дорог здесь планируют потратить миллиард долларов. Еще один способ увеличить скорость движения и разгрузить трассы, в том числе междугородние – платные дороги. Но у стран СНГ опыт в этом пока весьма скромен. Платные трассы есть только в России, Беларуси и Таджикистане. В России такса за езду без пробок варьируется от 3 до 55 центов за километр. В Беларуси плата за проезд по единственной платной магистрали Брест-Минск до границы с Россией на порядок дешевле – максимум 15 евро.
Жители Киева страдают от дорожных заторов не меньше других. Чтобы облегчить их участь, президент страны Виктор Янкович, кортеж которого зачастую и создает пробки, решил летать на работу на вертолете. Сообщения об этом появились в прессе 28 октября 2010 года. По мнению главы государства, это поможет существенно разгрузить дороги. Кроме того, в столице Украины недавно появилась первая велосипедная дорожка, протяженность которой составляет около пяти километров. Одновременно премьер-министр страны Николай Азаров призвал горожан отказаться от автомобилей и пересаживаться на велосипеды.
Одним их самых жестких, но самых эффективных считается сингапурский путь. Правда, копировать его пока никто не пытался. Чтобы купить машину в Сингапуре, требуется сначала приобрести на аукционе особую квоту, разрешающую использование транспортного средства на 10 лет. При этом ее стоимость составляет около 8 тыс. долларов. Есть и другие ограничители: ввозная пошлина на авто — 41% от его стоимости. Оплата первой постановки машины на учет – 140%. Быть автолюбителем в Сингапуре – довольно затратное дело. Власти компенсируют высокие цены на машины максимально развитым общественным транспортом.
В британской столице действует платный въезд в центр города. Раскошелиться придется автомобилистам, намеревающимся посетить несколько районов — Сити, Вест-Энд, Вестминстер и Сохо. Пребывание в них по будням с 07:00 до 18:30 стоит автомобилисту около 16 долларов. Освобождены от налога автобусы, микроавтобусы с лицензиями, мотоциклы, такси, велосипеды, машины аварийных служб и автомобили, работающие на альтернативных видах топлива.
В столице Греции с 1982 года действует правило чет-нечет. В будни по четным дням могут ездить лишь обладатели номеров, которые заканчиваются четным числом. По нечетным, соответственно, наоборот. Штраф за выезд в неположенный день – 72 евро. Правда, жители нашли способ обойти этот закон – многие семьи имеют по две машины.
В городе Ангелов (и некоторых других районах США) процветает так называемый Carpool – совместное путешествие с другим человеком. Зародилось оно стихийно, однако с появлением Интернета получило новую жизнь. В правительстве поняли, что совместные поездки могут стать отличным способом регулировки дорожного движения, поэтому власти США призывают соседей и коллег по офису добираться до работы на одном авто. Для машин с более чем одним пассажиром выделены специальные полосы для движения. Они же могут свободно проезжать по ряду магистралей, где для других участников движения предусмотрена оплата.
Похожая на Carpool система успешно внедрена в Швейцарии. Жители страны поняли, что гораздо проще, когда один автомобиль используют несколько человек: один добирается на нем до работы, другой может работать на нем же таксистом, а третьему и вовсе машина нужна только в выходные. Водителям в этом случае приходится оплачивать аренду, а собственником транспортного средства выступает государство, частный или корпоративный автопарк — именно он обслуживает машины и распределяет время.
Власти города попытались решить проблему дорожных заторов с помощью ограничений на парковку, ведь пропускная способность дорог может вырасти в несколько раз, если обочины не заполнены другими машинами. Поэтому в разных районах Вены введены ограничения на длительность парковки, которые варьируются от 1,5 до 2 часов. Также в городе действует система перехватывающих паркингов, которые расположены рядом с крупными автобанами и остановками общественного транспорта.
В Южной Корее действуют интеллектуальные транспортные системы. В режиме online в городе идет сбор данных о состоянии загруженности дорог, скорости потоков, авариях и условиях для движения машин. В Сеуле этим занимаются различные датчики, установленные в асфальте и вдоль дорог, а особые видеокамеры помогают подсчитать количество машин. Вся собранная информация анализируется и передается водителям с помощью радио, Интернета и дорожных табло. Кстати, подобную систему планируют ввести в Азербайджане.
Городок Куритиба признан одним из лучших в мире для жизни. Его мэр – архитектор и философ лично поработал над системой движения в городе. Жайме Лернер создал метод «городская акупунктура». И взял за правило, планируя улицы и парки, укладываться в 72 часа. Система наземного общественного транспорта в итоге работает в Куритибе по принципу метро. Автобусные остановки похожи на достижение высоких технологий, кстати, придуманы лично мэром.
Источник: rosavtodor.ru
Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ