Лето этого года ознаменовалось новыми проблемами для грузоперевозок негабаритных грузов по России. Их катализатором стал закон об изменении правил транспортировки для тяжеловесов. Его целью было максимальное сохранение дорожного покрытия и обеспечение более длительной эксплуатации федеральных дорог.
Основным камнем преткновения нового закона стали новые термины и их трактовка:
По сути, нововведение коснулось уменьшения допустимой нагрузки на ось для транспортных средств повышенной грузоподъемности и уплате дополнительных налогов при перевозке негабаритных грузов федеральными дорогами России.
Новый закон вызвал множество дискуссий и споров. Его неоднозначность и спорные моменты могут привести к тому, что перевозка крупногабаритных грузов будет ввергнута в очередной кризис и станет невыгодной как для заказчиков, так и для транспортно-экспедиционной компании Alberani.ru.
Основные дискуссии в нововведении вызвали неправильные расчеты грузоподъемности транспортных средств. Большинство автомобилей теперь будут вынуждены ездить полупустыми.
Во многих случаях загрузить точный тоннаж невозможно, а полный кузов превысит допустимую норму. Ярким примером тому является трехосный Камаз, часто применяемый для транспортировки урожая из полей в ангары, для дальнейшего хранения или просушки. Его допустимая нагрузка на ось составляет 8 тон, в то время как новый закон допускает только 7. О точной загрузке в условиях поля говорить не приходится, и водители будут вынуждены производить примерную загрузку, перестраховываясь и недогружая свою машину чуть ли не вполовину.
Постоянные недогрузки потребуют большее количество рейсов, выполняемых автомобилем. Согласно новому закону, за каждые десять поездок, владельцу транспортного средства придется выложить 1600 рублей, что с учетом объемов в аграрной промышленности, является серьезной графой расходов и потребует повышению стоимости перевозок на 100-150%.
Отдельное внимание хочется уделить штрафам. Теперь к его уплате будут притягивать не перевозчика, а владельца груза. В независимости от стоимости груза, сумма уплаты здесь варьируется от 250 до 500тыс рублей, что явно отобьет желание нарушать правила перевозки.
Повышение стоимости перевозки негабаритов и тяжеловесов ударит, прежде всего, по сельскохозяйственной и строительной отрасли. Следствием этого будет подорожание продуктов на рынке и повышение стоимости квадратного метра жилья. Последнее станет заметно через несколько месяцев, когда качнутся продажи квартир в домах, которые строятся согласно новым расчетам. В целом кризис в перевозках приведет к общему возрастанию цен на многую продукцию, где так или иначе, требуется транспортировка крупных грузов.
Российские и мировые специалисты по регулировке автотранспортных перевозок утверждают, что закон является недоработанным, и имел недостаточные публичные обсуждения с владельцами крупных предприятий.
Законотворцы не учли, что уменьшение объемов допустимой нагрузки вынудит крупные предприятия расширять автопарк и неизвестно, какой из вариантов плачевнее скажется на состоянии дорог – один рейс автомобиля с полной загрузкой, или несколько с половиной кузова.
Детальное рассмотрение правил перевозки негабаритов конечно необходимо, но столь жесткие ограничения могут полностью парализовать этот тип транспортировки и негативно отразится на общей экономической ситуации в стране.